«Американские боги» — роман английского писателя Нила Геймана, опубликованный в 2001 году.
В романе «Американские боги» смешиваются элементы американской культуры, фэнтези и различные переплетения древней и современной мифологии, центрирующиеся на образе загадочного и молчаливого протагониста по имени Тень. В романе заметную роль играют мифологические персонажи: Один, Локи, Чернобог, норны, Ананси, Белая Богиня, отождествляемая с Иштар, Кали, Тот, Анубис, Гор и Бастет. Кроме того, в событиях книги участвуют и персонажи из мифов реального мира. Изданная в 2001 году, уже в 2002 году книга получила премию Хьюго за лучший роман, премию Небьюла за лучший роман и премию имени Брэма Стокера.
Выдержки из романа «Американские боги». Часть вторая
Все люди творят одно и то же. Или может казаться, что они грешат неповторимо, но по большей части в их мелких пакостях нет ничего оригинального. Некоторые вещи нельзя принимать близко к сердцу, ибо они причиняют слишком много боли. Человек - не остров, провозгласил Донн, но он ошибся. Если бы мы не были островами, то погибли бы, потонули в чужих трагедиях. От чужих трагедий нас изолирует омываемый со всех сторон водой остров (...) Такова наша основная природа. Чужие истории именно так - самой своей формой, основанной на повторах и подхватах, - воздействуют на наши чувства. Канва не меняется: родился человек, жил-жил, а потом взял и умер. Подробности можете почерпнуть из собственного опыта. Такого же банального, как любой другой сюжет, такого же уникального, как любая другая жизнь. Человеческие жизни - всё равно что снежинки, образующие уже виденный когда-то узор, похожие одна на другую, как горошины в стручке (...), но при этом неповторимые. Если мы не склонны обращать внимание на отдельного человека, нам остаются только цифры: тысячи погибших, сто тысяч погибших, "число пострадавших может достичь миллиона". Если у нас есть истории человеческих жизней, статистика превращается в живых людей - но даже и это ложь, ибо люди продолжают страдать в таком множестве, что цифры ничего не выражают и ничего не значат. Вокруг беды мы чертим оградительные линии, а сами сидим на своих островах, и ни одна беда не в силах нас задеть. Беды покрыты сплошным, гладким слоем перламутра и скатываются с нас, точно жемчужины, не причиняя боли. Литература позволяет нам проникнуть в иные миры, в иное сознание и посмотреть на всё иными глазами. В придуманной истории мы не умираем, вовремя успев остановиться, или умираем, но только за другого человека, а в действительности остаёмся невредимыми и просто переворачиваем страницу или закрываем книгу и жизнь продолжается. Жизнь, такая же, как у других, и - непохожая ни на одну другую. Если живёшь и действуешь в реальном мире, реальный мир тоже на тебя действует. Боль даёт о себе знать - так же, как жадность застит глаза или как кипит страсть. Я верю в то, что жизнь - игра, что жизнь - это злая шутка, что жизнь есть то, что происходит, пока ты жив, и что ты имеешь полное право просто расслабиться и получать от неё удовольствие. Свобода вероисповедания в конечном счёте означает также и свободу верить в ложных богов. Так же, как свобода слова даёт вам право хранить молчание. Боги велики -...- Но самая великая вещь на свете - это сердце человеческое. Ибо из наших сердец боги рождаются на свет, и в наших сердца суждено им вернуться... Народ - он только за воображаемые вещи и готов идти на бой. Всё-таки есть такие вещи, которые держатся долго, а дольше всего держится кровь. Не начинай ничего такого, чего не готов довести до конца. Просто умереть и всё - вот что самое трудное... ... чтобы тот не забывал: сегодня - будущее, а назавтра уже прошлое. Ты даже и в битве-то не умрёшь. Ни один воин не захочет попробовать на вкус твою кровь. Никто из живущих жизни твоей не захочет. Ты сдохнешь смертишкой хилой и хлипкой. Ты сдохнешь с поцелуем на губах и ложью в сердце. Всё просто, есть один секрет, ты либо сдохнешь, либо нет. Все откровения - вещи очень личные, - сказала она. - Именно поэтому им нельзя доверять. ... что-то рубиново-красное и пульсирующее. Оно было цвета голубиной крови и сделана из чистого света. - Вы, люди, рассуждаете о живых и мёртвых так, словно это две взаимоисключающие категории. Будто река не может одновременно быть ещё и дорогой, а песня - цветом. - Но ведь и вправду не может, - сказал Тень. - Что, разве не так? Эхо тихим шепотком повторила на далёком берегу его слова. - Запомни раз и навсегда, - ворчливо сказал мистер Ибис, - что жизнь и смерть - всего лишь две стороны одной монеты. Как на четвертаке, орёл и решка. Хороших мест много, - сказал Виски Джек, - в том-то всё и дело. Понимаешь, боги умирают, если про них забыть. Люди тоже. А земля - она остаётся. И хорошие места, и плохие. Земля никуда не девается. И я - с ней вместе. В этом убогом мире, пронеслось у неё в голове, символ и есть настоящая вещь. Да будет так! А люди верят, подумал Тень. Вот для чего здесь нужны люди. Они верят. А потом они перестают брать на себя ответственность за то, во что верят; они не утрачивают способность воображать, представлять себе самые разные вещи, но только перестают доверять плодам собственного воображения. Люди населяют эту тьму призраками, богами, электронами, сказками. Люди воображают, и люди верят: и только из-за этой веры, мощной и твёрдой как камень, всё на свете обретает плоть и кровь. До старых богов здесь никому нет дела. Новых придумывают также быстро, ка потом забывают про них ради какой-нибудь новой большой идеи. Так что тебя либо игнорируют с самого начала, либо ты живёшь и боишься, что завтра можешь выйти в тираж, - или же рано или поздно устаёшь жить в полной зависимости от переменчивых и прихотливых человеческих настроений. Самый лучший способ описать историю - это рассказать её ещё раз. Понимаете? Описать историю так, чтобы ты сам её понял или чтобы поняли другие, можно только пересказав её заново. Пусть это грёза, но только так можно восстановить равновесие. Чем подробнее карта, тем больше она похожа на реальную местность. А самая подробная из всех возможных карт - это и есть сама местность, и в этом отношении она предельно точна и абсолютно бессмысленна. История - это карта, которая и есть сама местность. И забывать об этом не следует ни в коем случае. ... и был ещё вдобавок к этим двум какой-то смутный сладковатый запах, будто здесь водились призраки давным-давно почивших печений. ... интересно, место, в котором ты живёшь относительно продолжительное время, со временем начинает само собой восприниматься, как дом, или дом - это что-то такое, что в конечном счёте обретаешь, если достаточно долго движешься вперёд, и ждёшь, и хочешь его найти.